Не так давно увидела демотиватор, суть которого — «бери пример с часов, стрелки которых идут только вперед и ты делай так же и будет тебе щасье»
— Какая глупость — подумала я тогда — ведь стрелки часов всегда идут по кругу, повторяя цикл за циклом.
И я задумалась, на сколько необходимо идти вперед, забывая прошлое и что это значит.
Вспомнилось библейское наставление о том, что нужно не оглядываться назад, вспоминать жену Лотову.
Кто не помнит — это история о Лоте, который спешно убегал из Содома и Гоморры с женой и семьей, оставив все нажитое.
Бог им сказал не оглядываться назад. Жена не послушалась, оглянулась и превратилась в соляной столб.
Она оглянулась. Делаем вывод, что оглядываться плохо.
Нехорошо цепляться за что-то незначительное, не дающее тебе развиваться, жалеть об этом, оглядываться в сторону этого.
Рассуждаем дальше.
Лот не оглянулся.
А потом забыл ли он о том, что дорогая и любимая осталась за его спиной навеки? Вряд ли — такое забыть невозможно.
Его окаменевшая жена навсегда остались столбом не только в пустыне, но в душе и памяти.
Когда Лот вспоминал потом свою жену он оглядывался назад?
Нет, он принимал к сведению пройденные уроки — запомнил, выжил.
А когда жена его оглянулась, почему она так сделала?
Она уроки не усвоила, потому и не послушалась — не запомнила — окаменела.
Не сделав вывод — она не смогла дальше двигаться, она погибла.
А когда мы вспоминаем всю эту историю? И мы не оглядываемся.
Мы помним, учимся, принимаем к сведению, рассуждаем.
Какой вывод? На примере школы:
Для того, что бы проходить следующую тему, необходимо что бы предыдущая как следует усвоилась, иначе дальнейшее обучение невозможно.
Получается, что циклы хождения по кругу нашего опыта прекратятся лишь тогда, когда у нас в сознании зафиксируются памятные вехи — соляные столбы нашего опыта.
Если все вылетает из башки, как только ты делаешь следующий шаг — ты вперед не продвинешься.
Когда ты помнишь и фиксируешь и усваиваешь опыт — двигаешься.
Вывод? Что бы двигаться вперед — надо помнить прошлое.
Умный учится на своих ошибках.Мудрый на чужих.
Дураку же и собственные ошибки в науку не идут.
Нельзя забывать опыт, как нельзя забывать таблицу умножения, навыки письма и чтения.
Если забудешь — придется учится заново рано или поздно.
Лишь одно природа дает забывать с легкостью —
память о прошедшей боли.
Но что нас к боли привело — помнить обязаны.
Это нас сбережет впоследствии от травм.
Физических, моральных.
Мы должны забыть и помнить одновременно.
Помнить забывая.